ФОРМИРОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
ДЛЯ РЕАБИЛИТАЦИИ И ИНТЕГРАЦИИ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ФИЗИЧЕСКИМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ.

Сапотницкий А.Я.
Южный федеральный университет (ЮФУ)
Заведующий учебной компьютерной лабораторией
sapotn@mail.ru

Многочисленные издания последних лет свидетельствуют о все возрастающей приверженности авторов к термину "пространство": единое образовательное пространство, воспитательное пространство, пространство детства и т.д. (С.К.Болдырева, Н.Л.Селиванова, Е.В.Бондаревская и др.). Каждый из терминов представляет собой реально существующий феномен, включающий в себя определенный перечень элементов, характеризующий ту или иную сферу человеческой деятельности [1].

В настоящее время понятие "образовательное пространство" вводится в категориальный аппарат педагогики, глубоко исследуются различные его аспекты. Образовательное пространство можно рассматривать как сферу взаимодействия трех его субъектов: преподавателя, обучаемого и среды между ними. Вывод Л.С.Выготского о трехстороннем активном процессе (активен преподаватель, активен обучаемый, активна среда между ними) позволяет рассматривать трехкомпонентное взаимодействие субъектов образовательного пространства как единый процесс. В этом процессе взаимодействие субъектов образовательного пространства (преподавателя и обучаемого) представлено как активное отношение со средой, которую можно рассматривать как информационный компонент образовательного пространства, структурированного так, что он сам оказывает активное воздействие на других субъектов образовательного пространства. Эта структура может быть определена по Л.С.Выготскому как «идеальная форма среды». Активное взаимодействие субъектов образовательного пространства приводит к формированию «среды совместной деятельности», ее «отчуждению» от них, превращению ее в субъект образовательного пространства. При этом происходит формирование и оформление ее собственных целей, как системообразующего фактора. Идея формирования культурно-образовательного пространства (КОП) как условия обучения и воспитания объективно обусловлена. Образование начинает осознаваться как сложный социальный процесс, как личностно-ориентированная культурная деятельность. КОП может быть дифференцировано по трем уровням: макро-, мезо- и микроуровень [2].

- Макроуровень — это общее КОП Земли.
Построение и развитие такого пространства - необходимое условие для развития образования и жизнедеятельности людей в условиях глобализации рынка труда, рынка услуг и т.п.

- На мезоуровне можно выделить КОП страны, региона, города, конкретного образовательного учреждения.
Специфика этого уровня определяется спецификой развития образования в конкретном регионе. Образовательное пространство региона можно рассматривать с двух точек зрения:
1. Как информационное отражение образовательной деятельности (определяется целью, содержанием, методами, формами функционирования и управления) в региональных образовательных системах;
2. Как взаимодействующая совокупность всех субъектов региона, прямо или косвенно участвующая в культурных и образовательных процессах. Исходя из этого, образовательное пространство региона определяется, как совокупность программ и мероприятий, услуг и сервиса, реализуемых образовательными учреждениями и организациями региона.

- На микроуровне мы имеем дело с образовательным пространством личности.
Именно этот уровень формирует образовательную среду, которая, основываясь на широком использовании информационных технологий, должна обеспечить процесс гуманизации образования, повышения его креативности, создавать условия максимально благоприятствующие саморазвитию личности.

Под КОП многими психологами и педагогами понимают систему, включающую в себя все структурные элементы: совокупность применяемых образовательных технологий, в том числе управление учебно-воспитательным процессом, взаимодействие с образовательными, культурными и социальными институтами [3]. Это способ существования, взаимной детерминации образования и культуры, бытия образования в мире культуры, а культуры - в мире образования, раскрывающий совокупность специально создаваемых и самовозникающих условий, средств, отношений, создающих объективную основу для гуманизации образования и обеспечивающих единство процессов личностного и профессионального саморазвития всех участников образовательного процесса.

КОП является предметом исследования многих ученых и педагогов, в том числе Герасимова Г.И., Гладченковой Н.Н., Щиголевой Н.В. и др. [4]. КОП - это особым образом организованная социокультурная и педагогическая среда, стимулирующая развитие и саморазвитие каждого включенного в нее индивида, это система условий для личностного и творческого развития людей - всех субъектов образовательного процесса, это среда развития и воспитания личности.

При выборе путей организации КОП надо учитывать многообразие особенностей учебного заведения, учебных программ и методик, а также социокультурные процессы, связанные с быстрым расширением информационного-интеллектуального пространства. При этом КОП не может быть четко и однозначно описано, так как оно объективно обладает высокой степенью неопределенности: оно априори должно быть избыточным и многовариантным, что обеспечивает свободное развитие, а следовательно, осуществление подлинно гуманистического образовательно-воспитательного процесса. При проектировании и формировании КОП целесообразно использовать возможности дистанционного образования (ДО).

Социально-философский анализ развития ДО показывает, что оно представляет собой не конечную, а промежуточную форму развития образования при переходе от традиционного к информационному типу образования [5]. В основе происходящих изменений лежит переход от традиционных носителей информации к электронным, сетевым. В результате этого перехода существенным образом меняется характер производства, передачи, хранения и потребления знаний. Одной из важных черт этих изменений является резкое увеличение «доступного» объема информации, расширение и ускорение темпа обновления знаний. В этих условиях в системе образования и обучения происходят глубокие перемены, в основе которых лежит переход от усвоения готовых знаний к усвоению способов формирования новых знаний. От господства методик усвоения готовых знаний к господству методик производства и потребления новых знаний. Изменение целей образования требует и изменения средств и способов достижения этих целей, организационных, технологических, правовых и других условий их осуществления.

Основные направления педагогической деятельности в современной парадигме гуманизации согласно О.С.Газмана:
- обеспечение внутренних условий (установок, потребностей, способностей) для развития самости (self), для саморазвития
  (через механизмы самопознания, рефлексию, физической и психологической защиты);
- создание благоприятных внешних условий (среды обитания) для психического и физического существования и развития;
- организация очеловеченной микросоциальной среды (гуманистические отношения, творческая деятельность, психологический климат).

КОП должно служить источником развития личности и общности людей, совокупностью ценностей и образцов успешного решения жизненных задач. Оно должно предусматривать оценку и корректировку межличностных отношений и культуры общения (организация общения, обучение ему и корректировка отношений). По нашему мнению КОП обязательно должно формировать и использовать принципы гуманизма, основываться на «диктатуре» справедливости и взаимопомощи.

Основные принципы формирования качественно нового инфоpмационно-интеллектуального пространства (сpеды обитания) высшей школы России были сформулированы в конце прошлого века при проведении работ по программе ЮНИКОМ/Россия "Унивеpситетские сети знаний". Активное участие в реализации этой программы принял Ростовский госуниверситет (РГУ, сейчас ЮФУ). Формирование нового инфоpмационно-интеллектуального пространства региона было изложено нами и обсуждено на конференции, которая состоялась в 1995 г. [6]. Конференция была посвящена внедрению новых информационных технологий (НИТ). Планировалось КОП строить как системную пpоекция всех видов деятельности преподавателей, студентов и ученых региона. При проектировании КОП предлагалось использовать принцип дуальности организации и управления, предусматривающий на всех уровнях индивидуальной и коллективной организации, формирование взаимодействующих механизмов, как функционирования, так и развития. Это придавало системе адаптивные свойства, необходимые для удовлетворения постоянно увеличивающихся потребностей в информационно-интеллектуальных ресурсах, а также обеспечивало возможность творческой самореализации личности в динамически изменяющемся информационном пространстве для всех пользователей. При формировании КОП предусматривалось возможность развития творческих способностей обучаемых за счет превращения процесса обучения в активный, педагогически управляемый процесс «добывания знаний» с использованием глобальных сетей. В основу такого метода обучения предполагалось положить единый методический подход, рассматривающий интеллектуальную деятельность, как цепочку взаимосвязанных решений, принимаемых в слабо структурированных системах. Предлагалось при формировании КОП максимально использовать возможности ДО и учитывать постоянно возрастающую роль НИТ в жизни общества. Создаваемое КОП должно было обеспечить условия для культурного развития обучаемого и сформировать среду, обеспечивающую необходимые условия для личностного становления и культурного саморазвития. Формируемое КОП должно было активно использовать возможности ДО и НИТ, интеграцию фундаментальных исследований и обучения, с целью развития и совершенствования процесса подготовки специалистов.

Широко известен эффект "научной беспомощности", обнаруженный при изучении людей и животных. Если организм в течение длительного времени находился в условиях полного отсутствия личной территории и был лишен возможности персонально отвечать за нее (т.е. находился в условиях территориальной изоляции), то он становится беспомощным и во всех других ситуациях. Он начинает демонстрировать неуверенность, страх, безынициативность при необходимости принимать самостоятельные решения и отвечать за них (Л. Шустова). Создание и развитие российских социальных сетей, таких как «Однокласники», «Мир тесен», «В контакте», «Мой Мир@Mail.Ru» частично решали эту проблему, однако, являясь чисто коммерческими проектами, они не заботятся о гуманитарном, культурно-образовательном и научном аспектах. Кроме этого, человек просто «тонет» в море несистематизированной информации социальных сетей, в том числе таких, как ЮТУБ и ЖЖ. Из анализа результатов поиска требуемой информации в этих сетях становится понятно, что формируемое КОП на всех уровнях должно быть хорошо структурировано и систематизировано.

Для реализации вышеописанного принципа формирования КОП, в рамках программы ФНЦ "Интеграция", при мехмате РГУ был создан учебно-научный центр «Механика. Математика» [7].
В настоящее время центр преобразован в Учебно-научный инновационный комплекс «Математика, механика и компьютерные науки» (УНИК - http://www.math.rsu.ru) мехмата ЮФУ.
В состав УНИК входят: Факультет математики, механики и компьютерных наук, НИИ механики и прикладной математики, Донской компьютерный центр CAD/CAE-технологий, IT Академия Мехмата, Воскресная компьютерная школа и другие подразделения активно использующие НИТ и ДО.

Созданное КОП обеспечило комфортность сосуществования и взаимодействия, всех, кто участвует в реализации программ обучения и научного развития УНИК, в том числе включила детей в этот процесс. В КОП УНИК обеспечена персонализация среды (фиксация определенной части среды, как своего "я"), создана научно-образовательная среда для каждого индивида. Такой подход позволил связать и объединить всех участников учебно-научного процесса мехмата ЮФУ.

Многие высшие учебные заведения для решения социальных проблем и включения в свое КОП гуманитарных аспектов объединяются с общественными организациями.
Понимая важность такого подхода, ЮФУ заключил договор творческого содружества с Ростовским региональным отделением Общероссийской общественной организации инвалидов "Российский союз инвалидов" - http://rro.narod.ru/img/dtc2000.jpg

Анализ наших возможностей показал, что для решения поставленных задач необходимо подключить к их решению и объединить усилия НКО, СМИ, медицинских и коммерческих организаций, которые понимают необходимость помощи государству и обществу в формировании новых гуманитарных отношений в России. Для этой цели было заключено "СОГЛАШЕНИЕ о содружестве, совместной деятельности и взаимопомощи" - http://rro.narod.ru/img/2001_d.jpg

Совместными усилиями были определены цели и поставлены задачи Интернет-проекта «Взаимопомощь» [8].
В 2001 г. было создано КОП проекта (Интернет-клуб «Взаимопомощь» - http://rro.narod.ru/club.html) и в течении 10 лет оно поддерживается в актуальном состоянии.
В состав Интернет-клуба входят информационная база знаний с дображелательным интерфейсом, Южнороссийская открытая научная библиотека и ряд других программных комплексов и интерактивных разработок (ИР) - http://www.math.rsu.ru/ozlib.
Задача ИР - оказывать помощь в обучении и общении членов клуба, а также обеспечить возможность совместными усилиями решать возникающие проблемы (создать «коллективный разум» КОП).

Особенность формируемых структур КОП - взаимосвязь и хорошая систематизация (каталогизация) информации, а также исключение «коммерческой составляющей» из этого проекта (все услуги и сервисы доступны всем, бесплатны и объективны — коммерческая реклама запрещена). ИР должны обеспечить возможность и помогать всем членам клуба публиковать свои научные и социальные исследования, высказывать свое мнение по любым проблемам, общаться «по интересам» и совместными усилиями разрабатывать методики защиты прав и интересов Россиян, в том числе людей с ограниченными физическими возможностями.

Членом Интернет-клуба «Взаимопомощь» (зарегистрированным пользователям) может стать каждый, независимо от места жительства, образования, социального положения, членства в общественной или партийной организации, поскольку проблемы, которые обсуждаются и решаются в этом клубе, в той или иной мере, актуальны для всех. Основная задача клуба: создать дображелательную атмосферу и инфраструктуру общения, используя для этой цели постоянно развивающийся опыт «культуры общения и взаимопомощи», в том числе международный. Связать тех кому необходима помощь с теми, кто может и готов помогать. Девиз клуба: «НИТ и сеть Интернет на службу реабилитации инвалидов».

Начаты работы по созданию Учебно-Производственного Центра «Взаимопомощь» и Информационно-Справочной Системы «Реабилитация - Обучение - Интеграция» [9].
Главная задача этих ИР — обучить и помочь людям с ограниченными физическими возможностями найти «свое место в жизни», интегрироваться в новые условия жизни России.
ИСС должна собрать и систематизировать методики обучения людей с ограниченными возможностями разных категорий и обеспечить возможность применения этих методик во всех регионах России.

В настоящее время все согласны, что факторами, обеспечивающими личностное развитие, должны стать справедливость, взаимопонимание и удовлетворенность взаимоотношениями всех субъектов образовательной, научной и производственной деятельности. Необходимо чтобы на всех уровнях КОП преобладали позитивные настроения. сплоченность и взаимное уважение, продуктивное взаимодействие в обучении, в обеспечении безопасности. Надо разъяснять и пропагандировать взаимопомощь, в том числе в понимании нравственных, культурных и этнических норм и идеалов. КОП должна обеспечивать возможность удовлетворения социальных потребностей (в признании, общественном одобрении); возможность развития познавательных потребностей; удовлетворение потребности в преобразующей области (склонности); удовлетворение потребности в эстетическом оформлении окружающей обстановки. На «индивидуальном» уровне КОП должна быть обеспечена возможность самостоятельного упорядочения индивидуальной картины мира. Для этой цели целесообразно максимально использовать возможности ДО.

С целью координации работ по реализации этих проектов РРО ОООИ «РСИ» заключил с Ростовским региональным отделением партии «Единая Россия» соглашение «О сотрудничестве и взаимопомощи» № 34 от 14 мая 2004 г.

По нашему мнению формируемое в настоящее время общероссийское КОП должно опираться не только на быстро развивающиеся и широко рекламируемые коммерческие социальные сети, в него необходимо активно включать различные формы педагогической деятельности, в том числе общедоступные Интернет-ресурсы образовательных и воспитательных учреждений, общественных объединений и научных сообществ. Они должны объединяться и стать составной частью новой Российской системы образования.

Список литературы:

1. Щиголева Н.В. Структура культурно-образовательного пространства. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.oim.ru/reader@nomer=319.asp Дата просмотра - 17.06.2011
2. Асадуллин Р.М., Галанова М.А. Педагогический аспект информатизации регионального образовательного пространства. / Педагогический аспект информатизации регионального образовательного пространства // Развитие региональной образовательной информационной среды : сб. науч. ст. межрегиональной науч.-практ. конф. - С-Пб. 2007
3. Гладченкова Н.Н. Культурно-информационное пространство образовательного учреждения как среда становления нравственного опыта личности: [Электронный ресурс]: дис. канд. пед. наук / Н.Н. Гладченкова. – М., 2003. Режим доступа: http://rspu.edu.ru. Дата просмотра - 13.12.2009
4. Герасимов Г.И. Культурно-образовательное пространство: сущность и реалии становления. (Социально - философский анализ). - Ростов н/Д. 2003
5. Иванова В.В. Дистанционное образование в философском контексте. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ostu.ru. Дата просмотра - 13.12.2009
6. Сапотницкий А.Я. Академические сети - новое информационно - интеллектуальное пространство. / Тезисы доклада. - Ростов н/Д. 1995. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.math.rsu.ru/ovtm/sap.html. Дата просмотра - 15.06.2011
7. Сапотницкий А.Я., Занимонец Ю.М., Худолей Г.В. Создание Учебно-научного центра "Механика.Математика". / Учебно-методическая конференция "Новые информационные технологии в учебном процессе РГУ". 24 апреля 1998. - Ростов н/Д. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://proxy.math.rsu.ru/library/doc/ovtm/1-SAP/UNC.txt Дата просмотра - 17.12.2010
8. Сапотницкий А.Я. Интернет-клуб "Взаимопомощь ". / Тезисы доклада. Новые информационные технологии и сеть Интернет на службе реабилитации инвалидов. - Ростов н/Д. 2000. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.math.rsu.ru/roi/Tez_Dok_NIT.html. Дата просмотра - 18.06.2011
9. Сапотницкий А.Я. Веб-кольцо «Взаимопомощь». Информационно-справочная система "Реабилитация - Обучение - Интеграция". [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ozlib.net/icc.html. Дата просмотра - 15.12.2010

Hosted by uCoz