Дата: Thu, 19 Apr 2012 От: news@ozpp.ru Кому: sapotn@mail.ru Арбитражный суд встал на сторону правозащитников в споре с Ростелекомом. Сегодня, 17 апреля 2012 года, Девятый арбитражный апелляционный суд отказал в компании <Ростелеком> в апелляции на решение Арбитражного суда города Москвы, которое признало право ОЗПП консультировать и помогать потребителям, пострадавшим от выставления фиктивных счетов. В ноябре 2011 года ОАО <Ростелеком> обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Обществу защиты прав потребителей (ОЗПП) с требованием удалить с сайта организации инструкцию: <Если вы получили фиктивный счет от <Ростелекома> ( http://ozpp.ru/manual/ ). В этом документе пострадавшим от выставления фиктивных счетов давались советы, как действовать, чтобы защитить свои права, и приводилась ссылка на форум ОЗПП, где можно было получить консультацию специалистов. Подобная помощь потребителям со стороны ОЗПП вызвала гнев в компании <Ростелеком>, которая утверждала, что, помогая потребителям, ОЗПП наносит вред их, якобы, безупречной репутации. Однако в ходе разбирательства в Арбитраже как раз безупречность репутации <Ростелекома> была поставлена под сомнение судом. В частности в решении, вынесенном судье Тарасовым Н.Н. указано следующее: <Ответчик представил бесспорные доказательства, подтверждающие действительность оспариваемых сведений - определение от 08.09.2011 г. Мирового судьи судебного участка №413 района <Марьина Роща> г. Москвы Петрякова А.В., исполняющей обязанности Мирового судьи судебного участка №97 района <Бутырский> г. Москвы и постановление о признании потерпевшей от 13.12.2011 г., из которых следует, что данная ситуация, касающаяся получения потребителями оказываемых истцом услуг, фиктивных счетов от имени <Ростелеком> или заведомо ложных квитанций о задолженности по оплате междугородней связи, имела место в действительности. Таким образом, оспариваемые сведения признаны судом соответствующими действительности>. 11 мая 2011 года Общество защиты прав потребителей (ОЗПП) обратилось к Генеральному Прокурору РФ Чайке Ю.Я. с просьбой провести проверку деятельности ОАО <Ростелеком> по необоснованному начислению платы за телефонные переговоры с зарубежными странами, которых абоненты никогда не вели. С заявлением в правоохранительные органы также обращались пострадавшие потребители. По результатам этих обращений Следственный комитет Российской Федерации в декабре 2011 года возбудил уголовное дело в отношении сотрудников ОАО <Ростелеком>. В настоящее время следствие по делу не закончено. В обращении ОЗПП указывалось на массовый характер таких жалоб потребителей, а также на то, что многие счета явно сфальсифицированы, так как часто в стране, с которой абонент якобы вел переговоры, отсутствует подобный номер, либо в одно время якобы происходит 2 телефонных соединения по одному каналу, либо продолжительность разговоров составляет несколько часов, хотя оператор связи обязан прервать такое соединение. По мнению ОЗПП подобная порочная практика, введенная ОАО <Ростелеком>, наносит существенный вред самим абонентам и свидетельствует о нарушениях компанией действующего законодательства. Более того, зачастую люди узнают о том, что из добропорядочных граждан они превратились в должников лишь из судебного постановления. Причем, что интересно, большинство пострадавших, как на подбор, граждане наиболее социально незащищенных категорий - пенсионеры, инвалиды, многодетные семьи. Тысячи таких дел слушаются в судах ежегодно. Они решаются заочно, без личного участия абонентов, и, конечно, в пользу крупной компании. В этом можно убедиться, взглянув на список подобных решений, опубликованный на официальном сайте Мосгорсуда. Судьи выносят вердикт в пользу Ростелекома, даже не вникая в суть проблемы. Победы же добиваются единицы пострадавших потребителей. Одна из них - москвичка Марина Сельвановская. Женщина несколько лет назад с удивлением узнала, что вела переговоры с Гвинеей-Бисау и задолжала <Ростелекому> свыше 4 тысяч рублей за <африканские разговоры>. Счет предъявил московский филиал <Ростелекома> - <Ростелеком ММТ> еще в 2006 году. С тех пор жизнь женщины превратилась в одну сплошную борьбу с <монстром телекоммуникаций>. В мае 2008 года, по истечении двух с половиной лет после получения злополучного счета, о котором Марина Яковлевна уже забыла, компания подала на нее в суд. По словам Сельвановской, ни междугородней, ни международной связи у нее нет, а по договору подключена только местная связь, которую предоставляет МГТС. Правомерность данного факта подтверждает и Федеральный закон 126 <О связи> и Постановление 310 <Об утверждении Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи>, в которых говорится, что в договоре, заключенном с оператором, должно было быть оговорено согласие на предоставление абоненту услуг междугородной, международной связи или других услуг. Утверждения же <Ростелекома> о том, что звонки в Африку производились через Интернет, Сельвановская опровергла, обратившись напрямую к провайдеру, который подтвердил, что в обозначенные в счете дни выходов в Интернет зафиксировано не было. <Ростелеком> так и не смог доказать факт звонков, а в предоставленных компанией материалах содержались ошибки. Например, оператор не смог продемонстрировать на суде расшифровки телефонных разговоров, которые якобы вела ответчица, а из распечатки тайм-ленты выходило, что во время одного разговора пенсионерка, не прерывая его, каким-то образом одновременно умудрялась звонить с того же номера еще раз. Пенсионерка подала заявление в УБЭП и, благодаря содействию органов, ей удалось получить бумагу из посольства Гвинеи-Бисау, о том, что указанного в счете номера в их стране просто не существует. Именно это помогло переломить ход процесса. Кроме того, после четырех неудачных запросов в МГТС, она, наконец, смогла получить бумагу о том, что у нее нет никаких договорных отношений с <Ростелекомом>, поэтому оператор вообще не имел права оказывать услуги связи. Благодаря вновь открывшимся обстоятельствам был произведен пересмотр дела. И в новом решении суда, наконец, была признана необоснованность исковых требований <Ростелекома>, а также установлено, что приписанные ответчику телефонные разговоры не производились. Не менее <интересны> истории и других пострадавших. Например, пенсионерка Людмила Панова получила от <Ростелекома> <письмо счастья> в 2003 году. Тогда компания выставила женщине счет за якобы оказанные услуги связи в размере 42 тысяч рублей. Пострадавшей ничего не оставалось, как отстаивать свою правоту. Сначала пенсионерка написала жалобу непосредственно в телекоммуникационную компанию, объяснив, что никуда не звонила. И только, когда вопрос не удалось решить мирным путем, начались многолетние судебные тяжбы. Изначально <Ростелеком> обвинял пенсионерку в том, что она звонила по коду населенного пункта 8821, как выяснила москвичка - это был код города Сыктывкара, стоимость минуты разговора с которым составляла в действительности 5 рублей, а не 100, как было прописано в счете. Впрочем, не успела пенсионерка опомниться, как <Ростелеком> выдвинул новую версию о том, что переговоры она вела не с республикой Коми, а иностранной державой - Италией. В компании стали утверждать, что код 8821 - это спутниковая система EMSAT, являющаяся европейской системой мобильной спутниковой связи и что по данному номеру предоставляются услуги развлекательного характера, а соединения устанавливаются при обращении пользователей через Интернет к развлекательным сайтам. Вот только предоставить услуги спутниковой связи <Ростелеком> не мог, поскольку компания не обладала ни лицензией, ни оборудованием, необходимыми для использования данного вида связи. А договор между <Ростелекомом> и оператором сети EMSAT <Италтелекомом> оказался заключенным лишь на английском языке и был прекращен в мае 2003 года. Именно поэтому в ходе судебного заседания было признано, что оферта была ненадлежащей и не содержала существенные условия договора, так как пользователю компьютерной сети инфо рмация о соединении с сетью EMSAT доводилась только на английском языке, а информация о предоставляемой истцом услуге связи полностью отсутствовала, что противоречит ст.5 закона <О связи> и ст.8 закона <О защите прав потребителей>. В своем решение суд отказал в удовлетворении исковых требований ОАО Междугородней и международной электрической связи <Ростелеком> к пострадавшей пенсионерке и фактически признал, что компания своими мошенническими действиями пыталась обмануть потребительницу. Еще один пострадавший от <Ростелекома>, слепой ветеран Афганистана Константин Жилкин, решил самостоятельно бороться с судебным произволом и обратился в Страсбургский суд по правам человека. На данный момент его заявление уже принято к рассмотрению. <Ростелеком> обвиняет его в задолженности по переговорам аж с треми иностранными государствами - Испанией, Великобританией и Новой Зеландией. Мало того, что в присланных ему счетах были указаны несуществующие коды стран, например, 0034 и 0044 (вместо 34 и 44 - коды Испании и Великобритании), так еще ветерана войны обвиняли в посещении порносайтов через <Ростелеком>. То, что мужчина, даже при всем желании, не смог бы ничего разглядеть на подобных сайтах оператора связи не смущает, как, впрочем, и суд. Есть и другой очевидный факт в пользу пострадавшего - <Ростелеком> в Москве не предоставляет услуги доступа в Интернет для физических лиц, для этого компания не имеет необходимой лицензии. Общество защиты прав потребителей ранее уже сталкивалось с подобным произволом и даже успешно защищало потребителей в суде. Так, несколько лет назад, 20 октября 2009 года, ОЗПП выиграло дело против ОАО <Ростелеком>. Тогда судебная тяжба между семидесятилетней жительницей Москвы и <Ростелекомом> длилось более трех лет. Первоначально мировой судья удовлетворил иск телефонной компании, а апелляционная инстанция оставила его решение без изменения - казалось бы, шансов у пенсионерки нет, и ей придётся оплачивать задолженность в размере 4600 рублей. Однако, Президиум Московского городского суда, рассмотрев дело в порядке надзора, нашёл причины задолженности недоказанными и направил его на новое рассмотрение. Согласно правилам оказания услуг телефонной связи, начисление задолженности производится на основании показаний внутреннего оборудования оператора, а не на основании показаний аппаратуры абонента. Таким образом, телефонный монополист, если ему вдруг вздумается, может произвольно <накрутить счетчик> любому абоненту, даже если тот вообще не использовал междугородную связь. Это положение <Ростелеком> использовал тогда в качестве аргумента в суде. Тем не менее, телекоммуникационная компания не доказала сам факт звонка с телефона абонента (т.н. <оконечного оборудования>), и в ходе пересмотра дела было принято прецедентное решение - отказать во взыскании задолженности. Затем уже Общество защиты прав потребителей обратилось в суд к ОАО <Ростелеком> с иском о возмещении расходов, понесённых пострадавшей в ходе трёх лет судебной тяжбы, а также о возмещении морального вреда. Мировой судья участка № 372 города Москвы требование ОЗПП удовлетворил в полном объёме и признал. Сколько еще людей сейчас борется с <Ростелекомом>, отстаивая с вою правоту, - сказать сложно. В суде рассматриваются десятки подобных дел ежедневно, а многие пользователи, предпочитая не связываться с <Ростелекомом>, оплачивают небольшие задолженности, к которым не имеют ни малейшего отношения. ОЗПП просит потребителей, пострадавших от действий ОАО <Ростелеком>, активно защищать свои права, в том числе путем обращения в суд и правоохранительные органы. Каждое выигранное потребителем дело, независимо от суммы иска поможет переломить ситуацию и прекратить данную порочную практику. Со своей стороны Общество защиты прав потребителей готово консультировать все пострадавших и оказывать всестороннюю помощь в отстаивании своих прав. Обсудить тему на форуме - http://forum.ozpp.ru/showthread.php?t=111149